99c98ce9

Лазарев Лазарь Львович - Коснувшись Неба



Лазарь Львович Лазарев
(Лазарь Львович Лифшиц)
Коснувшись неба
От автора
Повесть "Коснувшись неба" - вторая книга задуманной автором
трилогии "Взлет" (первая книга "Взлет" вышла в издательстве Профиздат
в 1978 году), посвященной ученикам отца русской авиации профессора
Н.Е. Жуковского.
В основу этой книги легли помимо документальных источников также
личные воспоминания А.А. Архангельского и его друзей и товарищей по
работе в ОКБ, которым руководил А.Н. Туполев: С.М. Егера, Д.С.
Маркова, Г.Е. Болотова, Г.И. Зальцмана, М.М. Егорова, А.С.
Благовещенского, академика А.А. Микулина, А.А. Кобзарева, М.П.
Кочеткова, жены - Н.Д. Архангельской и его друга выдающегося
советского поэта Сергея Михалкова, которым автор приносит глубокую
признательность.
Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность
генеральному конструктору А.А. Туполеву и членам назначенной им
комиссии, рецензировавшей рукопись книги, за ценные замечания и
дополнения.
Автор особенно признателен старейшим сотрудникам А.А.
Архангельского - лауреату Ленинской премии Г.Е. Болотову и лауреату
Государственной премии СССР Г.И. Зальцману за научное редактирование
рукописи книги, что во многом облегчило решение поставленной перед
автором задачи.
К читателю этой книги
Старейший авиаконструктор Александр Александрович Архангельский -
человек большой и удивительной судьбы. Его биография - живая история
русской и советской авиации.
Он - один из любимых учеников отца русской авиации профессора
Николая Егоровича Жуковского, в воздухоплавательный кружок которого он
пришел еще студентом Императорского Московского технического училища в
1912 году.
А уже в 1913 году его имя упоминает Н.Е. Жуковский в своей статье,
указывая, что он выполнил расчет воздушного винта Джевецкого.
В годы первой мировой войны А.А. Архангельский работал в
расчетно-испытательном бюро под руководством Н.Е. Жуковского, выполняя
расчеты самолетов по заданию военного ведомства.
Для работников авиации победа Великого Октября ознаменовалась
вскоре созданием Центрального аэрогидродинамического института - ЦАГИ,
в числе первых организаторов которого был и Александр Александрович.
А затем он становится ближайшим соратником такого выдающегося
создателя советских самолетов, как Андрей Николаевич Туполев, с
которым его связывала теплая дружба на протяжении 64 лет.
Он участвовал в создании всех самолетов, выпущенных в
конструкторском бюро.
В тридцатые годы, когда партия поставила перед авиацией задачу -
летать выше всех, дальше всех и быстрее всех, он под руководством А.Н.
Туполева создал знаменитый скоростной бомбардировщик СБ, который
прославил имя своего конструктора.
Именно к этому времени относится мое знакомство с Александром
Александровичем, когда я, еще молодой конструктор спортивных
самолетов, начинал свою работу в авиации.
Уже тогда Александр Александрович был окружен всеобщим уважением,
которое он снискал как выдающийся конструктор.
Позже он, будучи первым заместителем А.Н. Туполева, участвовал в
работе над модификацией пикирующего бомбардировщика Ту-2, громившего
врага в годы Великой Отечественной войны, бомбардировщика Ту-4, а с
начала реактивной эры - бомбардировщиков Ту-14, Ту-16 и других боевых
машин, которые и сегодня охраняют небо нашей Родины.
Пассажирские реактивные лайнеры аэрофлота, начиная с Ту-104 и
кончая Ту-154, создавались при его непосредственном участии.
Архангельский - очень интересный человек, огромной культуры и
обаяния. Его талант,



Назад